Композиция художественного произведения

1-220x300Еще немного о практике, очень тесно связанной с теорией.
Если взять жизнь среднестатистического человека, например, каждого из нас, то каждое событие в ней, причина и следствие увязаны между собою красной, порою неуловимой, но неизменно существующей нитью обстоятельств.
Иногда, правда, нам кажется, что нечто происходит как бы само собою, будто взялось оно ниоткуда. «Как такое могло произойти со мной/с ним?!!!» в изумлении, страхе или завистью вопрошаем мы у невидимого собеседника. Однако такие вопросы гнездятся в нашей голове скорее от недостаточной проницательности, нежели от осознания собственного бытия. Ведь тот, кто создает сюжет моей и вашей жизни давным давно все увязал, сопоставил и построил. Осталось только постичь сей, порою несколько мудреный для нашего восприятия план и, основываясь на таком осознании создать…собственного героя в собственном литературном произведении.

Для лучшего овладения предметом, метры литературы упорядочили все знания о сюжете (или литературной композиции). Вот ее основные составляющие:

1)Экспозиция представляет собою подробное или не очень описание среды обитания нашего героя, места, исторических обстоятельств, интерьеров комнаты и так далее. Иными словами речь идет о неком антураже, в который облечена главная и множество второстепенных мыслей, которые автор закладывает в свое литературное детище. Экспозиция может в той или иной мере быть поданной в начале текста, а может быть растянута до известной степени.

2)Завязка. Здесь, как говорится начинается самое интересное. На воображаемой сцене появляются герои и события, провоцирующие основной конфликт, о коем пойдет речь в следующем пункте;

3)Его величество конфликт! Именно он является вершиной пирамиды под названием…любым названием, которое автор благоизволит присвоить своей нетленке (или напротив, чему-то подверженному скорому тлению). Конфликтовать в воображении писателя может все и со всем:

  • человек с человеком;
  • человек с обществом и наоборот;
  • человек с естественным положением вещей (судьбой, обстоятельством, роком и проч);
  • известный конфликт человека с собственным творением (техническим прогрессом);
  • человек против сверхчеловеческого;
  • ну и самый реалистический, повседневный конфликт, наличие которое мы порою даже и не замечаем: человек против себя любимого (или нелюбимого, как кому больше по душе).

4) До определенной степени напряжение конфликта должно постепенно нарастать, пока не достигнет следующей ступени — кульминация;

5)В кульминационный момент происходит финальная битва двух «титанов»-участников нашего основного конфликта, в которой наш главный герой или остается героем или…ну вы поняли о чем я;

6)В развязке происходит решение конфликта и все повествование плавно двигается к завершению.

Эти указанные этапы, конечно, не могут быть готовым планом произведения, в которые только имена осталось добавить. Все-таки, если мы художники, надобно проявить творчество в нашем творчестве. Ведь есть же поговорка у повидавших жизнь людей «чего только не бывает в жизни», то нам-то фантазерам точно уже нельзя спасовать!  Ведь мы творцы по образу сотворившего нас.

Творческих вам успехов в творении!

Сподобалось? Поділись з друзями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

0 thoughts on “Композиция художественного произведения”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *